жизнь проявляется не
в состояниях, а в действиях

 

 


           Лечение

 

 

 

 

 

 

 

  Главная
  Диагностика
  Лечение
  Резонансные явления
  Приборы
  Монография
  Карта сайта
  Контакты

 

назад к списку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   © 2010
   тел.: (3952) 592-836;
   сотовый: 8-983-24-15-295
   E-mail: csbutuhanov@mail.ru

 


Задержка умственного развития у детей

В.В. Бутуханов, Е.В. Бутуханова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ У ДЕТЕЙ

ГУ НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН (Иркутск)

   Статистика последних лет указывает на рост психических нарушений у детей раннего возраста. Психическое недоразвитие проявляется как общая интеллектуальная недостаточность. Распространенность этого отклонения у детей до 11-ти летнего возраста в России превышают данные Всемирной организации здравоохранения и составляют 75% при неосложненной форме общей интеллектуальной недостаточности с резким отставанием в развитии высших психических функций у 75% детей и в 8 % в зоне умственной отсталости. Умственная отсталость у детей 22,3% случаев является причиной инвалидности.
   Для того, чтобы удовлетворять свои потребности, играть, общаться , трудиться, учиться, полноценно воспринимать всю палитру (все разнообразие) окружающего мира у ребенка должны полноценно функционировать такие психические процессы как ощущения, восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.
   Ощущение – это отражение свойств окружающей материи при действии на органы чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные, тканевые и органные, вестибулярные).
   Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств (зрительное, слуховое, обонятельное и т.д.). Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов.
   Внимание – сосредоточенность сознания на определенном объекте, имеющим для личности устойчивую или ситуативную значимость. Различают три вида внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Физиологической основой внимания является деятельность ретикулярной формации.
   Память – форма психической деятельности, отражающаяся в запоминании, сохранении и воспроизведении сведений из окружающего и внутреннего мира. Выделяют непроизвольную, произвольную память, которая может быть кратковременной и долговременной. Физиологическая основа памяти окончательно не выяснена. Одни считают, что она распределена по всей центральной нервной системе, другие считают, что большая часть памяти сосредоточена в гиппокампе.
   Мышление – психический процесс, благодаря которому человек отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие в них и между ними. Основными видами мышления являются следующие: практическое (наглядно-действенное, наглядно - образное) и теоретическое (словесно - логическое, абстрактное). Физиологической основой мышления является деятельность коры больших полушарий мозга и связанную с ней вторая сигнальная система.
   Речь – является средством человеческого общения и тесным образом связана со второй сигнальной системой. В психологии различают два вида речи: внутреннюю и внешнюю.
   Психическое недоразвитие (олигофрения, умственная недостаточность) у детей проявляется как общая интеллектуальная недостаточность и обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры. Многообразные морфологические изменения головного мозга приводят к нарушениям корковой нейродинамики – недостаточности внутреннего торможения, чрезмерного распространения возбуждения, трудности формирования и легкости угасания новых условных связей, патологической инертности нервных процессов В связи с этим все психические процессы (восприятие, мышление, речь, моторика) не только значительно отстают от соответствующих темпов их становления у нормальных детей, но и имеют качественные особенности – замедленность, тугоподвижность. При психическом недоразвитии нарушаются все психические функции, но «элементарные» (восприятие, память, речь) меньше, чем недостаточность высших форм мышления – способности к формированию понятий, суждений, умозаключений и дефицит обучаемости. То есть, при общей интеллектуальной недостаточности в наибольшей степени затруднено формирование высших психических функций (ВПФ).
   По тяжести отставания в формировании высших психических функций у детей 6-8 летнего возраста выделяют следующие формы.
   Умеренное отставание в развитии ВПФ наблюдается только при самых легких, в том числе и пограничных, проявлениях умственной отсталости (легкая дебильность). Оно обнаруживается в виде ослабленной способности детей оригинально решать поставленные задачи. Дети больше используют методику «проб и ошибок», причем не пытаясь исключить те из них, которые оказались неэффективными.
   Выраженное отставание в развитии ВПФ наиболее специфично для легкой умственной отсталости (дебильность). На первый план выступает неустойчивость способов деятельности. Например, при выполнении по определенным правилам задачи первое время ребенок пытается выполнять указания, но вскоре опять «скатывается» к выполнению неэффективных, но привычных операций.
   Грубо выраженное отставание в развитии ВПФ приближается к умеренной степени умственной отсталости (глубокая дебильность). Дети способны только к подражанию. Формирование навыков к самообслуживанию, личной гигиене и т.д. возможно, но затруднено.
   Тяжелое отставание в развитии ВПФ характерно для умеренной умственной отсталости (имбецильность). Дети выполняют простые инструкции, стремятся разобрать объекты на части, но не интересуются их восстановлением. Выявляется недостаточность формирования навыков. Такой характер активности наблюдается в норме у детей двух-трех летнего возраста.
   Крайне тяжелое отставание в формировании ВПФ при выраженной умственной отсталости (глубокая степень имбецильности) и проявляется в отсутствии собственно игровых действий, преобладание нецелесообразной активности. Такой характер активности наблюдается в норме у детей 1–1,5 года.
   Сформированность только зачатков ВПФ наблюдается на границе выраженной и глубокой умственной отсталости. В норме зачатки развития ВПФ обнаруживаются к концу первого года жизни, когда он начинает понимать обращенную речь (простые инструкции) и делать первые попытки использовать предметы в соответствии с их предназначением, а также пользоваться автономной лепетной речью
   Несформированность зачатков ВПФ в старшом дошкольном и младшем школьном возрасте наблюдается при глубокой умственной отсталости (идиопатия). Полное отсутствие элементарной произвольной поведения.
По психологическим признакам дети с психическим недоразвитием разделяются на следующие формы.

Основная (неосложненная) форма.
   Признаки этой формы четко определяются и в дошкольном возрасте. В половине случаев имеется отягощенность психическими заболеваниями, олигофренией, алкоголизмом, многие родители испытывали существенные трудности в учебе. Всегда отмечается отставание в речевом развитии. Первая фраза появляется к трем годам. На первых годах дети чаще характеризуются спокойными. В предшкольные годы характеризуются низкой познавательной активностью, в играх пассивен. В школе дружелюбны, с удовольствием помогают учителю, не нарушают школьную дисциплину. «Камнем преткновения» является учеба, в первую очередь по математике. С трудом осмысливают содержание прочитанного, не доступен скрытый смысл прочитанного. Процесс написания не затруднен, но усвоение правил практически недоступно. Тетради детей обычно аккуратные, но самостоятельные и контрольные работы содержат большое количество ошибок. Внешне сохраняется мотивация учения, но она по своему существу бессодержательная. Дети переживают свою учебную несостоятельность, стремятся ее скрыть, гордятся малейшими успехами.

Формы с нарушением корковой нейродинамики.
   Часто обнаруживается резус-конфликт, асфиксия, родовая травма, тяжелые заболевания на первых годах жизни. Семьи неблагополучные. На первом году жизни и раннем возрасте дети всегда характеризуются как беспокойные, с нарушением сна и аппетита, двигательным беспокойством с разрушительными действиями, капризны с криком, бросаниями на пол. Дети неуживчивы со сверстниками, обидчивы. Позднее развитие речи бывают в половине случаев.
   При преобладании процессов возбуждения в центральной нервной системе на первый план выступает общая расторможенность, неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, плохое удержание поставленной задачи и легкое соскальзывание с нее, повышено отвлекаемы. Поведение дезорганизовано, отличаются шумливостью, болтливостью, развязностью. Очень часто страдает моторика, плохо и медленно одевается, застегивает пуговицы, не справляется с заданиями на уроке ручного труда, рисование. Обучаемость грубо снижена. В тетрадях по русскому языку отмечается неравномерность почерка, пропуски букв, слияние нескольких слов в одно. При обучении счету долго не овладевает понятием числа, не могут заполнить место в числовом ряду.
   При преобладании процессов торможения в центральной нервной системе на первый план выступает вялость, пассивность, отсутствие интереса к окружающему, повышенная стеснительность в общественных местах. Позы и движения у этих детей очень бедны, замедленны. Особенностью в обучении является то, что ребенок не успевает выполнять учебные задания в одном темпе с большинством детей, трудно включается в задание, быстро истощается. При обучении чтению, письму, решению задач повышенная утомляемость приводит к прекращению деятельности.
   При слабости процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе в поведении отмечается частая смена вялости к повышенной возбудимости, немотивированная смена настроения. В обучении наблюдаются большие трудности в усвоении элементарной грамотности. Навык самостоятельного письма формируется с большим трудом, постоянно встречаются пропуски, перестановки, «забегание» вперед. При решении задач достаточно могут легко выполнить само действие, но не могут удержать в памяти условие. При этом в моменты относительной стабилизации состояния они могут показать очень хорошие результаты.

Психическое недоразвитие с выраженной лобной недостаточностью.
   Причиной могут быть тяжелые токсикозы беременности, менингоэнцефалиты, родовая травма, поствакциональная травма. На первый план выступает невозможность сосредоточения, даже короткого психического напряжения, нарушается интеграция сложных двигательных актов. Дети не могут выполнять движения по словесной инструкции. Легко возникает «двигательная буря», сходная с подкорковыми гиперкинезами. Поступки часто нелепы, дети гримасничают, принимают неестественные позы, распевают, задают неуместные вопросы, постоянно что-то вертят в руках, совершают стереотипные движения. Уровень сформированной познавательной деятельности установить не удается.

Психическое недоразвитие с психоподобным поведением
   Причинами являются неблагополучная семья в 100% случаев. Грубые вредности в период беременности, родовая травма, тяжелые заболевания на первом году жизни. Поведенческие нарушения в виде трех синдромов: психической неустойчивости, неодолимого влечения и аффективной возбудимости. Степень собственно интеллектуального снижения может быть невелика, но мотивация к обучению полностью отсутствует.

Атипичные формы психического недоразвития
    Клинико-психологическая картина олигофрении становиться атипичной в том случае, если у больных возникают эпилиптические припадки или эндокринные нарушения. Специфические характерилогические особенности: ригидность, вялость мышления, педантизм, злобность и склонность к дисфориям, тяжелый интеллектуальный дефект.

Гидроцефалическая форма
   У детей может иметь место хорошая механическая память, определенные способности к иностранным языкам, музыке, избирательно к поэзии, рисованию, счету. У детей преобладает эйфорический оттенок настроения, с двигательным и речевым возбуждением, которые легко сменяются вялостью и заторможенностью, говорят ради самого процесса речи, склонны к плоским шуткам, остротам.
   До сих пор считается, что психическое недоразвитие у детей плохо поддается лечению. Однако некоторые формы психического недоразвития можно успешно лечить. Для этого необходимо создать как минимум три стимулирующие среды: социальную, медикаментозную и условия оптимального развития мозга. Если не учитывать наследственную причину умственной недостаточности, неблагоприятными факторами являются преждевременные роды, малый вес при рождении или кислородная недостаточность во время родов. Естественно, что все эти причины повышают риск повреждения мозга. Однако, при исследование отклонений в интеллекте или эмоциональной сфере у детей 10-ти летнего возраста выявлено, что только незначительная их часть может быть связана с родовыми осложнениями. В гораздо большем количестве случаев неосложненная форма общей интеллектуальной недостаточности с выраженным отставанием в развитии высших психических функций связаны с неблагоприятными условиями жизни детей: их в 10 раз больше, чем у тех, у кого они могли быть следствием неблагополучных родов.
   Психологические исследования указывают на то, что «стимулирующая среда» может не только устранять физический ущерб, полученный в раннем детстве, но и способствовать дальнейшему интеллектуальному развитию ребенка.
Благоприятные социальные условия создаются в специальных коррекционных школах, где большое значение отводят особым условиям обучения и воспитания, последовательно развивают учебную мотивацию и познавательные интересы.
   Также имеет большое значение и медикаментозное лечение направленное на стимуляцию тканевого обмена, энергетических процессов, параметров мозгового кровообращения, насыщения микроэлементами. Поскольку в детской практике применение лекарственных средств с массивными системными тяжелыми побочными эффектами, снижающими уровень социальной адаптации и препятсвующими адекватному обучению, идет постоянный поиск новых безопасных способов лечения, профилактики и реаьилитации детей особенно с пограничными, доклиническими видами расстройств. В последнее время большое внимание уделяется физиотерапевтическим методам лечения, среди которых наибольший положительный эффект при лечении умственной отсталости у детей, был получен при применении биорезонансной терапии головного мозга.
   Анатомо-физиологической основой отставания развития высшей психической функции у детей, не связанных с наследственностью или родами, является не недостаточность количества нервных клеток, их больше, чем достаточно, а их незрелость, отставание в развитии нейронных сетей, синаптических контактов в лобных долях головного мозга, гиппокампе, в таламусе и восходящих тонизирующих влияний на лобные доли от таламических образований. Слабость в развитии нейронной сети к 8-10 годам жизни ребенка может быть выражена более чем в два раза. Именно в силу незрелости мозга подростки становятся неуживчивыми, импульсивными, плохо контролируют эмоции. Общеизвестно, что отставание в развитии или травматическое повреждение лобных долей сопровождается изменением личности человека протекающее с изменением поведенческих реакций. Человек становиться невыдержанным, поступки его часто бывают нелепы, задаются неуместные вопросы, теряет способность контролировать эмоции, появляется склонность к маниакально-депрессивным состояниям и т.д. У лиц, совершивших преступления, процент патологический признаков в лобных долях значительно выше. Имеются данные о том, что у больных депрессией в период обострения резко снижается метаболизм в лобных долях головного мозга. Также достоверно установлено, что у лиц, знающих несколько языков, отмечено увеличение массы гиппокампа.
   Популяция нейронов формируется постепенно из довольно аморфной структуры и при этом часто оказывается возможным заметно изменить окончательный вид структуры и ее связей, воздействуя во время определенного критического периода на ее функцию. Развивающийся мозг является исключительно пластичной структурой. Как считают американские ученые мозг взрослого человека тоже способен к реорганизации в ответ на внешние воздействия. В эксперименте был зафиксирован процесс формирования новых цепочек взаимосвязи между клетками мозга у «взрослых особей». Хотя раньше считалось, что у взрослого эта пластичность иная , гораздо более ограниченная, чем у ребенка.
  Одной из наиболее ярких особенностей развивающихся нейронов является постепенное развитие отростков. У большинства отростков на их растущих концах находятся особые структуры, называемые конусами роста. Это развернутые весьма подвижные структуры. В живом виде выглядят как постоянно и активно исследующие свое непосредственное окружение. Они являются местами в которых происходит добавление большей части нового материала к растущему отростку.

Одним из мощных факторов стимулирующих созревание нервных клеток, регенерацию нервных отростков, синапсов и формирования нервных сетей, активацию тонизирующего влияния ретикулярной формации на лобную кору является биорезонансное физиотерапевтическое воздействие на головной мозг. Биорезонансная терапия заключается в коррекции функций организма при воздействии электромагнитных излучений строго определенных параметров, с которыми структуры организма входят в резонанс. Воздействие может быть на клеточном, органном, системном, организменном уровнях. Различают эндогенную и экзогенную резонансную терапию.
   Нами предлагается при биорезонансном воздействии использовать низкоинтенсивные магнитные и микроволновые поля с амплитудно-частотной модуляцией мощности (энергии) излучения со следующими параметрами: частота должна изменяться по случайному закону в диапазоне от 0,2 до 3 Гц, с глубиной модуляции не менее 50%. Это связано с открытыми нами спонтанными ритмическими движениями и медленноволновой электрической активностью органов и тканей [4] . Частота этого ритма колеблется в диапазоне от 0,2 до 3 Гц. Спонтанные ритмические движения органов обеспечивают повышенную скорость прохождения крови через орган, газообмен и обмен веществ между кровью и тканью, метаболические процессы внутри клетки, движение жидкости из межклеточных пространств, обеспечение аксонального транспорта.
   Учитывая, что недостаточность развития высшей психической функции еще сопровождается неполноценностью корковой нейродинамики, необходимо для ее восстановления применять воздействие биорезонансными инфракрасными волнами. Большое значение в нормальном развитии мозговой ткани и её функций имеет биорезонансная стимуляция мозгового кровотока низкоинтенсивным инфракрасным лазерным излучением. К сожалению, использование стандартных физиоприборов противопоказано, т. к. во-первых, мощность излучения недопустима для применения у детей, во-вторых, параметры их излучения не соответствуют показателям деятельности мозга. Нами же разработана целая серия портативных физиоприборов низкоинтенсивного излучения, совпадающего с биоритмами мозга [5, 6, 7, 8]. Этим самым удалось снять все противопоказания и значительно увеличить лечебный эффект.
   Прежде, чем лечить, необходимо определить уровень физического созревания мозга и уровень развития высших психических функций у ребенка. Однако объективная ранняя диагностика этих показателей практически нигде не проводится. С этой целью нами разработаны объективные критерии на основе компьютерной технологии, позволяющие установить уровень функционального созревания мозга практически для всех возрастных периодов человека.
   Эффективность биорезонансной микроволновой, магнитной, лазерной стимуляции была оценена при лечении 12 больных детей со слабостью процессов возбуждения и торможения и 8 больных детей с выраженной лобной недостаточностью. Перед проведением лечения проводилась компьютерная оценка уровня функционального созревания мозга и высших психических функций [1], коэффициент умственного развития ( JQ ), пластичность [9], уровень эмоционального напряжения и вегетативных реакций [3], мозговой кровоток, поведенческие реакции [2]. После этого больным проводилось биорезонансное воздействие низкоинтенсивными магнитными и микроволновыми полями на лобные доли, таламус и гиппокамп, инфракрасными волнами на лобно-затылочные области и инфракрасным лазерным излучением на сонные и позвоночные артерии.
   В результате проведенного лечения в первой группе больных уменьшилась немотивированная смена настроения, улучшились показатели усвоения грамотности, во второй группе больных увеличилась сосредоточенность, уменьшились стереотипные движения, психическая неустойчивость. Общим для обеих групп объективно было: уменьшение отставания в становлении возрастного электрогенеза ( созревание мозга ), признаков дисфункции подкорковых мозговых структур, улучшение показателей отражающие силу и уравновешенность процессов возбуждения и торможения, повышение активности ретикулярной формации таламических структур, повышение пластичности нервной системы, повышение коэффициента умственного развития, улучшение показателей мозгового кровотока.
   Таким образом, предлагаемый способ лечения умственной отсталости у детей по сравнению с другими известными технологиями обеспечивает повышение эффективности лечения умственной отсталости у детей за счет прямого воздействия на лобные и затылочные доли головного мозга, гиппокамп, таламус, сонные и позвоночные артерии с целью улучшение психических показателей, ускорения созревания нервных клеток, усиления процессов регенерации нейронных сетей, метаболических и энергетических процессов , мозгового кровотока, восстановление нарушенных корковых нейродинамических процессов.

Литература
1. Аладжалова Н.А. Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного мозга / Н.А. Аладжалова. – М., Наука. – 1979. – 214 с.
2. Ахмеджапов Э.Р. Психологические тесты / Э.Р. Ахмеджапов. – М. – 1996. – 320 с.
3. Баевский Р.М. Прогнозирование состояния на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский. – М., Медицина. – 1979. – 318 с.
4. Бутуханов В.В. Немышечные движения как основа жизнедеятельности органов и тканей / В.В. Бутуханов // Бюлл. ВСНЦ СО РАМН. – 2001. – № 5 (19). – С.189–195.
5. Бутуханов В.В. Устройство для магнитотерапии / В.В. Бутуханов. – Патент РФ № 2125473. – 1999.
6. Бутуханов В.В. Устройство для микроволновой терапии / В.В. Бутуханов, В.П. Кулагин. – Патент РФ № 2134597. – 1999.
7. Бутуханов В.В. Устройство для светотерапии «Фотон» / В.В. Бутуханов, Е.В. Бутуханова. – Патент РФ № 2142829. – 1999.
8. Медицинское лазерное устройство / В.В. Бутуханов, В.М. Хулугуров, В.Т. Николаенко, Д.В. Иншаков. – Патент РФ № 2053815. –1996.
9. Сороко С.И. Нейрофизиологические механизмы индивидуальной адаптации человека в Антарктиде./ С.И. Сороко. – Л., Наука. – 1984. – 152 с.. Бюлл. ВСНЦ СО РАМН. 5 Е.В. Бутуханова -2003.-4.-С.15-20.