жизнь проявляется не
в состояниях, а в действиях

 

 


           Лечение

 

 

 

 

 

 

 

  Главная
  Диагностика
  Лечение
  Резонансные явления
  Приборы
  Монография
  Карта сайта
  Контакты

 

назад к списку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   © 2010
   тел.: (3952) 592-836;
   сотовый: 8-983-24-15-295
   E-mail: csbutuhanov@mail.ru

 


Школьная дезадаптация

«- У ребенка слабо развита речь…
- У него плохая память…
- Он медленно считает…
- Он очень невнимательный…»

   Подобные жалобы мы слышим и от педагогов, и от родителей, на наших встречах, родителей. Такие нарушения часто называют – школьной дезадаптацией, о которой и пойдет сегодня речь.

   В настоящее время мы все чаще и откровеннее говорим о трудностях обучения в начальной школе. А результаты официальной статистики показывают, что более одной трети детей имеют непреходящие трудности обучения. Это значит, что более одной трети детей не верят в свои силы, не умеют как следует читать и писать, а следовательно, не имеют шансов успешно закончить школу и получить достойную профессию. Но самая главная беда - наши дети остаются пока один на один со своими школьными трудностями, а родители не знают, как им помочь, поэтому и винят в основном школу и учителей.
   В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения. Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям. Уже в первом классе в 32 % случаев у детей формируется школьная дезадаптация (ШД). Что же следует понимать под ШД?

Обычно рассматриваются три основных типа проявлений ШД:

1) неуспех в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка, включающий такие признаки, как хроническая неуспеваемость, а также недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков;
2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, к педагогам, а также перспективам, связанным с учебой;
3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде. У большинства детей, имеющих ШД, достаточно четко могут быть прослежены все три указанных компонента, однако преобладание среди проявлений ШД того или иного из них зависит, с одной стороны, от возраста и этапов личностного развития, а с другой — от причин, лежащих в основе формирования школьной дезадаптации.

   На основании психоневрологического и нейропсихологического анализа причины школьной дезадаптации разделяются на четыре основные формы:

1) минимальные мозговые дисфункции;
2) неврозы и невротические реакции;
3) психические заболевания;
4) неврологические заболевания и их последствия. Остановимся на характеристике этих состояний более подробно.

   Наиболее распространенной причиной школьной дезадаптации является минимальные мозговые дисфункции (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как незрелость отдельных высших психических функций и их дисгармоничное развитие. При ММД наблюдается задержка в темпах развития тех или иных функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. Следует отметить, что по общему интеллектуальному развитию дети с минимальными мозговыми дисфункциями находятся на уровне нормы или в отдельных случаях ниже нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении, которые проявляются в виде нарушений формирования навыков письма, чтения, счета.
   Среди детей с ММД можно было выделить группу детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). СДВГ характеризовался несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении. Вместе с тем дети с СДВГ часто выделяются своей неловкостью, неуклюжестью, которые часто обозначаются как минимальная статико - локомоторная недостаточность. Следует отметить, что у многих детей с СДВГ наблюдались нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма, счета и внимания. Нарушения внимания возникали в условиях перенапряжения, стресса, когда к детям предъявлялись завышенные требования в ходе тех форм интеллектуальной деятельности, которые обеспечивались недостаточно сформированными высшими психическими функциями и навыками.
   Этиология минимальных мозговых дисфункций у большинства детей определялась отягощенным анамнезом и прежде всего — различными неблагоприятными воздействиями на развивающийся мозг в периоды внутриутробного развития, родов и ранние органические поражения центральной нервной системы.
   Помимо фактора раннего органического поражения центральной нервной системы (ЦНС), существенная роль в развитии ММД принадлежит генетическим механизмам. У значительного числа детей этиология ММД, по-видимому, носила комплексный характер и определялась как ранним органическим поражением ЦНС, так и генетическими механизмами.
   Вместе с тем многие подчеркивают, что наряду с биологическими (ранним органическим поражением ЦНС и генетическим) важную роль в формировании ММД у детей играют социально-психологические факторы. Внесемейные и внутрисемейные влияния опосредуют отдаленные воздействия на интеллектуальное развитие ребенка предшествовавших поражений ЦНС в ходе внутриутробного развития или во время родов. По-видимому, значение биологических факторов имеет решающее значение в первые годы жизни ребенка, но затем возрастает роль социально-психологических факторов и прежде всего — внутрисемейной ситуации. Обращает на себя внимание высокая частота следующих двух негативных обстоятельств: воспитание в неполных семьях (чаще в отсутствие отца); проживание в условиях недостаточной материальной обеспеченности и/или неблагополучных бытовых условиях.
   Второй по распространенности причиной школьной дезадаптации явились неврозы и невротические реакции. Частота встречаемости неврозов и невротических реакций была значительно меньше, чем минимальных мозговых дисфункций, зависела от пола обследованных детей и оказалась меньшей у мальчиков, чем девочек. Ведущей причиной невротических страхов, различных форм навязчивостей, соматовегетативных нарушений, истеро-невротических состояний в этой группе детей были острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, а также трудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками. Важным предрасполагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакций были личностные особенности детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению, а также патология беременности и родов.
   Таким образом, школьная дезадаптация оказалась весьма распространенным явлением среди учащихся начальных классов. Более половины случаев ШД обусловливались минимальными мозговыми дисфункциями, которые были диагностированы у 52,2 % школьников с проявлениями ШД и с аналогичной частотой среди мальчиков (52,4 %) и девочек (52,1 %). Неврозы и невротические реакции встречались среди детей с ШД значительно чаще среди девочек (38,7 %), чем среди мальчиков (22,2 %). С другой стороны, у мальчиков на возникновение ШД гораздо большее влияние оказывали неврологические (10,3 %) и психические (15 %) расстройства, в то время как у девочек с ШД они обнаруживались реже (7 и 2,2% соответственно).
   Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. В настоящее время разработаны объективные критерии, с помощью которых, используя компьютерную технологию, можно установить уровень созревания мозга; психоэмоциональное состояние ребенка; определить его внутренние резервы; определить уровень дезадаптации ребенка, и, если необходимо, назначить лечение.
   Лечение или коррекция (улучшение) работы головного мозга проводиться с помощью специальных низкоинтенсивных физиотерапевтических приборов, работающих в резонансе с биоритмами мозга. Большое внимание уделяется самостоятельной работе пациентов с приборами БОС (биологической обратной связи), позволяющими проводить самоконтроль и тренинг одновременно. На протяжении всего лечения проводится компьютерный анализ ЭЭГ, ЭКГ, ЭМГ и других показателей, позволяющих комплексно оценить состояние пациента и направить процесс лечения в нужном направлении, что позволяет добиться положительного результата в минимальные сроки